пятница, 24 января 2020 г.

Как играть на варгане

Варган издает вибрирующие звуки, похожие на электронные, богатейшего тембра и диапазона, от самых низких до самых высоких. Вообще одно время мечтала о нескольких классических якутских хомусах, таких, где язычок просто прикован к деке, а не прикреплен "болтом" для надежности - таких, игра на которых требует более чувствительных рук и гораздо сложнее, чем на любом из двух моих. По этой же причине хотела себе и венгерский варган - ни от чего из этого не отказалась бы и сейчас. Еще мечтала стать виртуозом, а за последний год об этих мечтах и д
умать забыла.

Большинство из нас слышали, как музыканты, увлекающиеся этнической музыкой, выводят посредством варгана удивительные трели, навевающие образы каких-то доисторических птиц. Многие думают, что варган - этот странный музыкальный инструмент размером с ключ - делают только в дальних степях, руководствуясь секретами, передающимися из поколения в поколение. Москвич Валерий Ерошев сложившийся стереотип опровергает. За 18 лет он обеспечил варганами собственного изготовления около 20 тысяч человек, которые видят в варгане прежде всего действе
нное средство, способное помочь человеку войти в резонанс с окружающим миром.

Словацкий варган - необычная вещь. С одной стороны, он похож на простую штамповку, с другой - следы напильника позволяют думать о ручной доводке инструмента. Словацкие варганы отличаются асимметричностью формы и очень коротким загибом, из-за чего на варгане возможны очень быстрые мелодии. Также варган имеет весьма оригинальный вид - он вороненый, что замечательно предохраняет от ржавчины. Среди словацкий варганов есть еще так называемые «в деревянном фрейме», звучание и принцип игры у них такие же, как и у обычных, отличие лишь во внешн�
�м виде - они оправлены в дерево. Еще надо заметить одну черту словацкий варганов: они очень легко заводятся, то есть при вдыхании воздуха через них они издают звук. Применение в основном только музыкальное.

Инструмент с очень приятным, мелодичным звуком. Громкий. Большой диапазон обертонов. Хорошо слышен не только музыканту, но и окружающим, причем во всем диапазоне. Дуга небольшая. Предпочтительно делать захват дуги тремя пальцами левой руки (большой+указательный+средний). Губки варгана сравнительно неширокие, короткие, и без огранки. Язычок короткий, - поэтому имитация "дождевых капель" вполне достойная, равно как и тройной удар, имитирующий "лошадиный галоп". По этой же причине не получается плавного и длинного "крещендо" (усиления звука
после удара на долгом вдохе). Заставить варган звучать только силой вдоха без предварительного удара - не получается. Зато для быстрых композиций с частыми отрывистыми ударами этот инструмент подходит замечательно. Один из лучших варганов по качеству исполнения и звучания, как для начинающих, так и для профессионалов.

Данный курс представлен в виде практического руководства по игре на русском варгане и по большей части не содержит логических пояснений, почему он устроен именно так, а не иначе. Это не значит, что их нет, просто здесь мы не будем отвлекаться ни на что другое от учёбы. Уверенность, что материал готов для публикации, основывается на том, что все моменты не только тщательно продумывались, но и проходили проверку на учениках, затем менялись, дорабатывались, чтобы снова быть испытанными при обучении конкретных людей. И так было проделано мно�
�о итераций, в течение нескольких лет.

Во-первых, опыт показал, что, хотя игра мелодий на варгане сложна, она открывает бо́льшую свободу владения инструментом. Техник игры на варгане существует множество, однако человек, воспринявший мелодическую игру, с лёгкостью осваивает любые другие приёмы. Это основа, на которой хорошо удаётся делать украшения, но, владея только украшениями, не получится легко создать твёрдую основу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.